Индейцы – исконные жители огромного континента, именуемого Америкой. Они населяют его с тех пор, когда там не было ни колеса, ни книг, ни католических крестов, ни многих болезней. Одним словом, ничего из того, что 500 лет назад принесла в Новый Свет «белая» цивилизация. Индейцы развивались независимо от других великих центров мировой культуры, без какой-либо помощи извне достигли выдающихся успехов в материальном производстве и духовной сфере. Аборигены создали собственную мини-вселенную, свой альтернативный мир, в котором счастливо жили до рокового 12 октября 1492 года, когда у карибских островов появились три каравеллы Христофора Колумба. Состоялась встреча двух культур – индейской и европейской, которую принято называть «открытием Америки», что исторически неверно и некорректно по отношению к коренным американцам: открыть можно безлюдные земли, например Антарктиду, но никак не два материка, издревле населенные людьми из плоти и крови.
Каждому со школьной скамьи известно, что Латинская Америка – самый многонациональный регион планеты, где смешались европейцы, африканцы, азиаты и индейцы. Все знают также, что в Латинской Америке получило небывалый размах национально-освободительное движение, вызванное разнообразными системами эксплуатации и угнетения. Так вот, индейцы, полноправные хозяева земли американской, в обеих характеристиках находятся в худшем положении: их численность с каждым годом уменьшается, как этническая и социальная группа они оттеснены на периферию общества, и на протяжении многих веков аборигены были (и остаются в наши дни) объектами угнетения. Удивительно и радостно, что, несмотря на экстремальные условия жизни, индейские народности сумели не только выжить, но и не потерять достоинства, сберечь свои традиции и уникальные знания в самых разных областях.
Мы поговорим о взглядах на жизнь, здоровье и смерть аборигенов Колумбии – одного из главных очагов формирования «высоких культур» на Американском континенте. На юго-западе Колумбии около 17-ти столетий существовала культура Сан-Агустин, после которой сохранились скульптурные изображения людей-ягуаров, людей в масках животных и сверхъестественных существ, саркофаги, мегалитические погребения. Боготское плоскогорье населяла самая развитая культура Древней Колумбии – чибча-муиски. Они прославились, прежде всего, искусно выполненными изделиями из золота и тумбаги (сплава золота с медью). Чибчи – единственный народ доколумбовой Америки, имевший деньги. Их функции выполняли золотые диски, похожие на монеты, диаметром 3-4 см. Золото было неотъемлемым спутником муисков. Оно воспитывало чувство вкуса, эстетические представления. Между Западными Кордильерами и Центральными Андами жили сильные, хорошо сложенные, красивые (по словам испанских хронистов) индейцы кимбайя, известные, как и чибча-муиски, искусными творениями из золота, а также превосходной керамикой. Тайрона из Сьерра-Невады делали не только золотые украшения и керамику, но и хлопчатобумажные ткани, головные уборы из птичьих перьев, покрывала из тончайшего пуха летучих мышей.
Миллионы людей зачитываются книгами Габриэля Гарсиа Маркеса, поражаясь фантастическим событиям, о которых автор рассказывает, как о чем-то привычном, обыденном. «Магический реализм» - так специалисты окрестили направление в латиноамериканском искусстве, которому следуют Гарсиа Маркес и многие другие писатели, поэты, художники. В их произведениях реальность переплетается с ирреальностью, они существуют как одно неразделимое целое. Но «магический реализм» - не просто течение в искусстве. Это образ жизни или manera de ser, что с испанского дословно переводится «способ быть», латиноамериканцев. Тот же Гарсиа Маркес не только великий беллетрист, но и блестящий знаток народной культуры, фольклора Колумбии. Именно из историй, передающихся из поколения в поколение в семьях индейцев, негров, метисов, мулатов, он соткал удивительную сказку-быль длиной в десятки романов, повестей и сотни рассказов. Венчает их гениальная эпопея «Сто лет одиночества», которую великий русский поэт Евгений Евтушенко очень точно назвал «попыткой связать в единый узел разорвавшиеся или кем-то расчетливо разъединенные звенья памяти». Чудеса цыгана Мелькиадеса, парящая в воздухе Ремедиос Прекрасная, младенец со свиным хвостиком, съеденный муравьями, кажутся читателям всех стран плодами воображения писателя, выдумкой. Но только не колумбийцам! Они-то знают: дон Габриэль, родившийся и выросший в самом центре магической Карибской Америки, описал только то, что видел сам или узнал из надежных источников…
Колумбийские индейцы много размышляют о жизни и смерти, их умы постоянно занимают вопросы о бытие и ином мире, который простирается за границей осязаемой реальности. Свидетельством тому служит популярность темы смерти в мифологии древних колумбийцев. Наши аборигены обладают специфическим взглядом на мир вообще и мир мертвых в частности. Ими не противопоставляются так категорично, как в европейской цивилизации, земная и загробная жизнь. Индейцы племени мотилонов (северо-восток Колумбии) проводят погребальный обряд, шокирующий непосвященных. Тело умершего они зашивают в материю, зарывают в землю и на могильном холме кладут принадлежавшее ему оружие. Семья покойного покидает его дом. По прошествии двух лет со дня смерти человека в полнолуние устраивается пиршество, на рассвете процессия, собрав угощения и подарки, направляется к могиле. Самый близкий родственник усопшего и его вдова откапывают труп, при этом произнося заклинания. Все участники процессии красят лицо в красный цвет и причитают. Труп обертывают в два новых полотнища ткани и уносят в сторону. Начинается праздник, во время которого каждый должен хотя бы раз потанцевать с трупом на спине. Жена и дочери виновника торжества при помощи оружия изображают самоубийство. На рассвете один из родственников покойного относит тело к себе домой, подвешивает его к потолку, затем постепенно опускает на циновку. Труп уносят на одинокую гору и хоронят, теперь навсегда. Считается, что после этой церемонии душа умершего будет жить в мире и спокойствии. А его жена, соблюдавшая траур в течение двух лет, может выйти замуж.
Огромную роль в мироощущении колумбийских аборигенов играет водная стихия – озера, реки, заливы. Чибча-муиски верят, что жизнь человека начинается и заканчивается в воде. Согласно преданию чибчей, из озера вышла прародительница индейцев богиня Бачуэ. Это место они считают прародиной человечества. На озере Гуатавита, недалеко от Боготы, проходил обряд инициации нового касика (вождя), породивший легенду о «стране золота» Эльдорадо: индейский правитель, обсыпанный золотым порошком, погружался в озеро, а его приближенные бросали в воду золотые вещи – подношения хозяину лагуны. Хоронили вождей в озере или речном заливе. Уже при рождении индеец соприкасался с водой: беременные, когда начинались схватки, бежали к воде и рожали на берегу в полном одиночестве. Перерезав пуповину, вместе с младенцем они устраивали омовение. Через несколько дней новорожденного укладывали на плотик, пропитанный материнским молоком, и пускали плыть по воле волн. В целях безопасности его сопровождало несколько юношей. Индейцы были уверены, что, если плот перевернется, ребенка ждут горести, а если обряд закончится успешно, у малыша будет счастливая судьба. По такому случаю, родители организовывали большой праздник. У младенца отстригали волосы, и приглашенные кидали их в воду в качестве жертвоприношения. Так богиня воды становилась покровительницей человека на всю его жизнь.
Чибча-муиски основной задачей своего существования на земле видели продолжение жизни двух главных божеств – Солнца (Суа) и его супруги Луны (Чиа). Если они потухнут, наступит мировая катастрофа, исчезнет все живое, поэтому необходимо подпитывать их, давать им новую энергию. Люди обязаны расплачиваться за дарованную им Суа и Чиа жизнь, и единственным достойным эквивалентом признавалась человеческая кровь. Из этого убеждения родились человеческие жертвоприношения. В жертву приносили только особо угодных богам. Такими считали красивых и родовитых пленников и так называемых гуэсов. Столицу государства муисков окружала деревянная ограда. В каждом из ее четырех углов возвышались ярко-красные столбы – «красные руки Суа», на их вершинах располагались деревянные клетки – «сиденья Суа». Туда и помещались избранные пленники, отдававшие по капле свою кровь Солнцу. Но наиболее приятными верховному божеству жертвами, по мнению индейцев, были гуэсы – бездомные мальчики, которых чибча покупали далеко на востоке. Этих несчастных детей 6-7-и лет торговцы, хотя приобретали и продавали как вещи, почитали настолько, что всегда носили на плечах, не разрешая касаться земли. Стоили они очень дорого. Племенные вожди, покупавшие таких мальчиков, окружали их поклонением и вниманием. Считалось, что гуэсы умеют говорить с Солнцем и передавать ему просьбы жрецов. Когда юноше исполнялось 15 лет, его отдавали Суа. «Солнечного мальчика» умащивали благовониями и маслами, надевали на него богатые одежды. В ясный солнечный день процессия жрецов, взяв гуэсу на руки, несла его к священному холму. Там жертву сажали на роскошный плащ, расстеленный на восточном склоне холма. В час восхода Солнца жрецы вскрывали каменным ножом грудную полость юноши и вырывали сердце. Его помещали в священный сосуд, окропляя кровью сердца склоны холма. Когда в Колумбию пришли испанцы, чибча выбрали соответствующую их психологии стратегию отношений с завоевателями. Индейцы прятались в укреплениях на холмах и при первом появлении конкистадоров принимались сбрасывать вниз тела мальчиков: аборигены думали, что белые люди – это сыновья Солнца и Луны (Суачиас) и, как и их родители, питаются человеческим мясом и кровью.
Аборигены во всем стремились к гармонии – в своей жизни, в обществе, на земле в целом. По их глубокому убеждению, только гармония способна обеспечить движение вперед и благополучие. Дисгармонию порождают неправильные поступки людей, нарушение законов общежития, недостойное отношение к природе. Дисгармония неизбежно ведет к разрушениям, хаосу, бедам. У многих народов доиспанской Колумбии существовал такой ритуал: шаман жевал листья коки и пил галлюциногенный напиток яхе, после чего «превращался» в ягуара (священное животное во многих доколумбовых культурах). Этот духовно-психологический акт, как думали аборигены, помогает сохранять равновесие в измученной хаосом Вселенной. Для поддержания гармонии в повседневной жизни мудрые «туземцы» выработали нормы поведения, четко определили, чего ни в коем случае нельзя делать, что вредит душе, моральному облику и здоровью человека. Все эти открытия они делали на практике, в процессе жизнедеятельности. Показателен миф индейцев коги (северо-запад Колумбии) о кровосмешении. Когда мир только появился, земля была мягкая, и все в ней тонуло. Отцы-прародители изобрели язык и велели мужчине совокупиться с собственной дочерью. Земля в результате затвердела, но женщина родила ребенка как будто без костей. Все у него было мягким: голова, руки, ноги. Был он совсем больным. Тогда жрецы решили, что это очень скверное дело, нельзя вступать в половые сношения с дочерьми и запретили инцест навсегда.
У индейцев были строгие устои жизни. Муиски, например, карали смертью убийство, похищение и инцест. Гомосексуалистов сажали на кол. Дезертиров заставляли переодеться в женскую одежду и выполнять работу по дому. За кражи и нападения наказывали плетьми. Когда женщину подозревали в измене, ее принуждали напиваться или есть очень острый перец. Если женщина признавалась в адюльтере, ее поили водой и затем убивали, а если она выдерживала эти мучения несколько часов, ей помогали нейтрализовать последствия пытки и оправдывали. У народов севера Колумбии самыми тяжкими преступлениями считались супружеская измена и убийство. Пихао и карибы отправляли преступников в ссылку. Гуаны за грабеж забивали до смерти камнями. С женщинами, обвиняемыми в неверности, они поступали так же, как муиски. Интересно, что лекарей, у которых умирал больной, убивали.
Индейцы верили, что возмездие за нарушение гармонии отнюдь не ограничивается этими наказаниями. Куда более серьезной карой считались болезни, поскольку их насылают на человека Высшие Силы. Недуг возникает, когда в тело вселяется злой дух, и задача знахаря – изгнать его. В поисках средств исцеления древние врачи могли обращаться только к одному источнику – матушке-природе. Путем тщательных изысканий аборигены накопили огромный багаж знаний о лекарственных растениях. Сейчас многими из них успешно пользуются при изготовлении лекарств фармацевты и медики Европы и Америки, не подозревая, что они были известны автохтонному населению Нового Света еще в незапамятные времена. Дело в том, что испанцы во время конкисты нещадно грабили индейцев и умудрились присвоить даже их научные открытия. Авантюристы и торговцы, вряд ли имевшие понятие об авторских правах и патентах, вывозили тропические целебные растения в метрополию и другие колонии и там культивировали, наживая на этом огромные состояния.
Индейская медицина заслуживает отдельного обстоятельного исследования. Здесь мы упомянем лишь несколько природных «медикаментов». Листья кустарника гуаява, ставшего неким «растительным символом» Колумбии (Гарсиа Маркес говорит, что если забудет, как пахнет гуаява, то потеряет связь с Родиной), рекомендуют употреблять при 80% известных недугов. Она полезна ослабленным людям, особенно детям, улучшает пищеварение, стимулирует работу сердца, нормализует давление. Благодаря большому содержанию витамина С этот фрукт употребляют для укрепления лимфатической системы и повышения тонуса. Листья гуаявы применяют при хронических воспалениях желудка и кишечника; обычно их вводят в состав желудочных чаев. Гуаява обладает антисептическим действием и поэтому эффективна при лечении воспалений горла и стоматитов.
Массой целительных эффектов обладает кора лианы кондуранго. В ней много горечи, поэтому она помогает при потере аппетита, снижении секреции желудочного сока и общей слабости. В наши дни ее чаще употребляют в виде вина для улучшения пищеварения. Гомеопаты иногда используют кондуранго при заболеваниях желудка. Есть любопытная версия, согласно которой она действенна для лечения рака желудка. Установлено, что чай из коры этой лианы уменьшает сильную тошноту и рвоту, возникающие при поражении желудка раком. Очень вероятно, что кора кондуранго имеет намного более значительные лекарственные свойства. Изучение кондуранго может стать весьма перспективным направлением онкологических исследований. Надо обратить особое внимание на чистый гликозид, выделяемый из коры, – скорее всего, именно это вещество способно противостоять раковым клеткам.
Панацеей от многих тяжелых болезней являются хина и кока, наверное, самые распространенные у колумбийских индейцев лекарственные растения. Хина – единственное действенное средство против малярии. Она эффективна для снижения температуры при многих заболеваниях. Основные алкалоиды, содержащиеся в хинном дереве, - хинин и хинидин, в чистом виде входят в препараты от гриппа. Их используют и как сердечные средства. Приготовляемые из хины препараты – хинное вино, хинная настойка – применяют как тонизирующее и укрепляющее средство. Гомеопаты назначают лекарства на основе хины при недостаточной секреции желудочного сока, при общей слабости и в период выздоровления после изнурительных болезней.
Не меньшую пользу приносит кока. Индейцы считают этот кустарник священным и приписывают ему чудодейственные качества. Коку используют как стимулирующее и возбуждающее средство, например, при трудных переходах и сексуальных отношениях. Жвачка из листьев коки спасает аборигенов от недоедания, помогает преодолевать горную болезнь. Сок коки применяют как местное анестезирующее средство. Латиноамериканские ученые утверждают, что кока – верное средство от рака, кариеса, диабета и облысения. Индейцы племени наса, входящего в этническую группу паэс, самую многочисленную в Колумбии, в конце 2005 года начали выпускать газированный напиток «Coca Sek» (в переводе с языка индейцев – «Кока Солнца»), имеющий универсальные лечебные свойства. Его главный ингредиент – экстракт из сырых листьев коки. Основные задачи, которые поставили перед собой индейские предприниматели, - сделать снадобье из коки доступным для всех колумбийцев и потеснить с прилавков кока-колу, причиняющую организму человека немалый вред. «Coca Sek» - энергетический напиток с легким стимулирующим действием. Он имеет золотистый цвет, пахнет как чай, по вкусу – нечто среднее между «7 UP» и имбирным элем. Нельзя забывать, что принимаемое в чрезмерных дозах лекарство не лечит, а калечит. Злоупотребление кокой приводит к расстройству желудка, истощению, апатии и депрессии.
* * *
Опыт, приобретенный индейцами, действительно бесценен. Они знают о жизни, здоровье и смерти практически все. Но, к сожалению, индейская медицина не оформилась в самостоятельную научную школу. Виной тому – нежелание «белой элиты» допускать «туземцев» в какие бы то ни было сферы общественной деятельности. При этом игнорируется тот факт, что аборигены внесли главный вклад в становление и развитие латиноамериканской цивилизации. Без преувеличения можно сказать, что все ее лучшие традиции – и социально-политические, и экономические, и культурные – так или иначе, имеют индейские корни. Индейцы достойны того, чтобы быть настоящей элитой Колумбии и всего великого латиноамериканского сообщества наций
|