Реклама*

Общие сведения:

Гостиницы в Колумбии

News image

Гостиницы Колумбии вполне современны и чисты. При этом стоимость проживания в них обычно относительно невысока - двухместный ном...

Обзор экономики: 1999 г. - 2002 г

News image

Колумбия – аграрно-индустриальная страна. По уровню хозяйственного развития и экономическому потенциалу занимает 5 место в латин...

Погода в Богота

Авторизация




Завоевание и колонизация Колумбии
История и культура - История страны

завоевание и колонизация колумбии

Когда Христофор Колумб 12 апреля 1492 года, после двух месяцев плавания, высадился на американский берег, он был уверен в том, что нашел еще один маршрут в Индию (так в те времена называли большую часть Азии). На самом деле произошло событие, которое оказало огромное влияние на ход мировой истории. Открытие и постепенное заселение американского континента удвоили не только физические размеры мира, но и увеличили количество событий, ускоряющих развитие мировой культуры. Вероятно, открытие Америки - это главное событие мирового значения после возникновение христианства.

Испанец Алонсо де Охеда вместе с итальянцем Америго Веспуччи совершили первые обследования Колумбийского побережья в 1499 году на полуострове Гуахира, а Христофор Колумб обогнул со своим экипажем полуостров Кабо Тибурон (департамент Чоко) в 1502 г. во время своего последнего путешествия на новые земли.

Но настоящее завоевание открытых Колумбом земель началось в 1508 году в районе залива Ураба испанскими конкистадорами под предводительством того же Алонсо де Охеды. Отчаянное сопротивление индейцев попыткам чужеземцев превратить их в рабов и распри между самими испанцами на некоторое время приостановили процесс захвата земель.

В 1513 г. Васко Нуньес де Бальбоа, минуя территории Ураба, открыл Тихий Океан, где под его управлением были построены несколько кораблей, которые должны были впоследствии выйти в море под командованием Писарро и начать завоевание Перу и Чили. После преодоления своих внутренних разногласий завоеватели основали несколько городов на Карибском побережье Южной Америки.

Первая попытка колонизации потерпела неудачу, и поселение Сан-Себастьян-де-Урабу в 1510 г. было уничтожено индейскими племенами, обитавшими на побережье. Погибла и вторая колония, основанная на Панамском перешейке. Третья попытка оказалась успешной - город Санта Марта, основанный в 1525 г., стал первым испанским городом на континенте. Города Санта-Марта и Картахена (1533г.) обеспечивали Испании контроль над побережьем, и это дало возможность продолжить экспансию вглубь материка.

Три экспедиционных группы под началом Гонсало Хименеса де Кесады, Себастиана де Белалькасара и Николаса де Федермана прибыли в центр страны в одно и то же время и с одинаковой целью - найти несметные сокровища индейцев, которым было дано мифическое название Эль Дорадо.

Гонсало Хименес де Кесада поднялся с отрядом в 900 человек вдоль реки Магдалена, обследуя территорию в поисках сухопутного маршрута в Перу. После восьмимесячного путешествия по тропическим джунглям и многочисленных стычек с туземцами люди Кесады выбрались на равнину центральной Колумбии, где вместо призрачного города Эль-Дорадо обнаружили цветущее государство народа Чибча. Индейцы приняли испанцев за богов и сдались без сопротивления, их правитель бежал на запад.

Здесь в Андах, в живописной долине с уникальным климатом, на высоте 2600 метров над уровнем моря, куда не заглядывает тропическая жара и высокогорный холод, на равнине, окружённой горными массивами, на месте существовавшего уже тогда маленького индейского городка, в 1538 Гонсало Хименес де Кесада году основал город Санта Фе де Богота. В том же году люди команды Кесады основали город Тунха.

Себастиан де Белалькасар, который после основания Кито (столицы Эквадора) по приказу Писарро направился на север, основал колумбийские города Попайан и Кали в 1536 г. Николас де Федерман по маршруту из города Коро (Венесуэла) основал город Риоача на севере Колумбии и далее, по приказу немецких банкиров короля Карлоса V направился вглубь страны.

Подразделения Белалькасара под командованием Хорхе де Робледо продолжили исследование Кордельер, основывая различные города вдоль главного хребта Анд от Ансерма до Сантафе де Антиокия (1541 г.). В последующие годы Кесада со своими братьями расширили свои владения, назвав новые захваченные земли El nuevo reino de Granada, «Новое королевство Гранада», воспользовавшись названием королевства Гранада, которое существовало до 1492 года на юге Испании.

Королевство включало в себя территории современных Колумбии, Венесуэлы, Панамы, Эквадора и Перу.
XVI век в Америке был характерен наращиванием военных сил для увеличения территорий владения и доходов испанской короны, навязыванием коренному населению Америки католической религии как элемента, узаконивающего в глазах испанских подданных существование новой империи и откровенным грабежом сокровищ аборигенов, что являлось первоочередной задачей завоевателей..

Создание империи привело в качестве контрмер со стороны англичан и французов к широкому пиратству по всему Карибскому бассейну. Для коренного населения Америки одним из самых драматичных стал период, когда конкистадоры прибывали на континент с единственной целью – побольше награбить.

Личные интересы каждого конкистадора, пересекались с интересами испанского короля и немецких коммерсантов – Велсера и Фюггера, с интересами религиозных орденов - иезуитов, домиников, августинов, фрацисканцев, а так же и интересом Папы Римского, который настаивал на введении контрреформ против протестантизма. Таким образом, американские клады в большой части финансировали роскошь европейских королей, зарождение капитализма, нужды Ватикана, религиозные и династические войны в течение почти трех столетий.

Основу конкистадоров-завоевателей составляли наемники, жаждущие богатства, священники и собиратели дани. В их памяти еще были свежи воспоминания о войне с арабами и изгнании евреев католическими королями Испании ( арабы и евреи имели накануне открытия Америки достаточное влияние в средневековой Испании).

Конкистадоры, как настоящие наследники крестоносцев, имели больше военных навыков и знаний о войне, чем опыта в торговле или обработке земли. В своем большинстве они были выходцами из испанских провинций - Кастильи , Эстремадуры и Андалусии и, по сути, были неграмотными католиками-фундаменталистами, авантюристами или даже преступниками. Многие первые поселенцы были обычными пастухами у себя на родине. В опасное путешествие они отправлялись без семей, жён и детей, рассчитывая быстро обогатиться и вернуться в Испанию. Но богатые золотом земли не сразу отпускали их. Жадность и жажда обогащения порождала необоснованную жестокость колонизаторов по отношению к аборигенам Америки. Церковь хоть и старалась защищать индейцев от физического насилия, но относилась совершенно беспощадно к их культуре.

В 1549 г. в Сантафе-де-Богота было основано административное и судебное присутствие (аудиенция) испанских колониальных властей. Аудиенции были подчинены правители Санта-Марты, Попаяны, Антиокии, Картахены, Боготы, Иланос-Касанаре, Сан-Мартина. Президент аудиенции подчинялся вице-королевству Перу. Со стороны церкви было создано Святое Офисио в Картахене.

Но из-за отсутствия дорог между городами и сложного рельефа местности не было возможности создать централизованную систему власти Гранады, поэтому подчинение власти носило скорее номинальный характер.

Из-за завезённых европейцами болезней стала сокращаться численность коренного населения Америки..К концу XVII века новый приток переселенцев и смешанные с индейцами браки изменили демографическую ситуацию Королевства. Его экономика основывалась на горнодобывающей промышленности, сельском хозяйстве и небольшой по масштабам текстильной отрасли. Так же применялся труд рабов-индейцев на золотых приисках Чоко и Антиокии, плантациях долин Каука и Магдалены, на прибрежных низменностях. С начала XVI века индейцы могли отработать или выплатить дань золотом – была введена система «энкомиенда», которая практиковалась до 1700 года. Потом частные лица уже не могли воспользоваться энкомиендой, но индейцы всё равно жестоко эксплуатировались.

Католическая церковь играла огромную роль в жизни Новой Гранады. Её основной задачей было обращение коренных жителей Америки в христианство – в католическую веру. «Духовная конкиста» - так можно было назвать этот процесс. Под патронажем церкви строились школы, больницы. Политическое настроение населения в эпоху аудиенции с 1549 по 1740 гг. оставалось вполне благонадежным. Но к индейской культуре, традициям и обычаям церковь относилась с полным пренебрежением. Своих подопечных аборигенов священнослужители называли не иначе как «говорящая скотина».Только члены Ордена иезуитов, самого могущественного Ордена в Римско-Католической Церкви, относились к туземцам уважительно и учитывали их интересы.

В 1718 Новая Гранада становится самостоятельным вице-королевством (этот статус был ликвидирован в 1723, восстановлен в 1740). В состав нового вице-королевства входят также Эквадор, Венесуэла и Панама (1751г). В этот период разрастается и укрепляется бюрократическая система королевства с целью усиления централизации власти, расширения транспортной инфраструктуры, развития торговли в пределах Новой Гранады. Население империи увеличивается, развивается торговля, появляется слой местной аристократии – креолы – испанцы, рождённые в Латинской Америке.

Колонизация идет своим чередом: не совсем успешные попытки приручения индейцев, привоз африканских рабов для работы на шахтах и для постройки укреплений прибрежных городов от пиратов, введение монополии на торговлю полезными ископаемыми со старым светом, обработка земли (в основном для выращивания продуктов внутреннего потребления), производство таких экспортных товаров, как шкуры, какао, табак, древесина, хлопок, хинин. Одновременно с этим возникает некоторое недовольство населения действиями властей, которое, впрочем, быстро и радикально подавляется.

Культурная жизнь также идет по особому пути: искусства работают в основном на религию; теология, охота за ведьмами и евроцентризм - это то, вокруг чего вертелась основная интеллектуальная жизнь. Создаются первые учебные заведения в стране, в основном, как инициатива религиозных органов (например Коледж Максимо де Сантафе - действующий и по сей день). На этом этапе становятся более явными различия в правах между европейцами и американцами - креолами. Впоследствии у тех и других оказались различные интересы, у одних - разбогатеть, а у других- иметь достойную жизнь на своей земле. Силами «новых испанцев» была сформирована Ботаническая Экспедиция, которая помимо действительно научных исследований распространяла ещё и политические идеи, беспокоившие креолов. Они заключались в недовольстве дискриминационными мерами, принятыми в отношении креолов - запрет на их участие в органах управления страной, непомерными размерами налогов в пользу Испании, разграблением основных ресурсов и богатств страны, что не приносило населению совершенно никаких благ, и несогласии с введенной политикой против аборигенов. Свою работу Экспедиция вела до начала событий, установивших независимость.

Образование, как это было принято в колониях, находилось в ведении церкви. В столице было открыто четыре колледжа для детей знати, а для остальных существовали церковно-приходские школы, обычно испытывавшие недостаток средств. Грамотными в то время было не более 5% детей и взрослых. Развитию путей сообщения препятствовал расчлененный горный рельеф. Большинство дорог представляли собой тропы, практически не проходимые для колесных экипажей. Даже в конце колониального периода путешествия по суше были настолько трудны, что из Пасто в Картахену проще (и быстрее) было добираться морем.

Многие характерные особенности политической структуры Колумбии сформировались еще в колониальную эпоху. В политическом отношении ее отличала слабость центральной власти, которая оказывала лишь незначительное влияние на жизнь таких районов, как Антиокиа, Каука, Панамский перешеек и побережье. Наибольшую ценность для экспорта представляло золото, однако основой колониальной экономики служили крупные хозяйства – асьенды и натуральное крестьянское хозяйство. Большинство населения составляли сельские жители; к концу колониального периода доля горожан достигла лишь 5%. Коренное население, изначально относительно немногочисленное, резко сократилось в процессе колонизации, и в населении Новой Гранады стали преобладать европейские переселенцы, частично смешавшиеся с индейцами; меньшую роль играли африканцы, завезенные в качестве рабов для работы на рудниках. В результате смешения сложилась метисская культура при доминировании испанского элемента. Главенство в духовной жизни быстро захватила церковь, однако в дела светской власти она вмешивалась редко. Ее богатства были чрезвычайно велики; в этом отношении церковь Колумбии можно сравнить с церковью Кубы и Чили (хотя она значительно уступала Мексике). Разобщенность колониального общества и существование в нем многих групп с различными интересами приводили к конфликтам.

Между 1785 и 1810 г. среди креолов все большее распространение получали идеи реформирования власти, отмены рабства, ограничения власти правительства. Было уделено внимание развитию образования. Был создан и открыт первый театр, газета, университет. В начале XIX века ещё никто из подданных королевства не сомневался в необходимости тесных связей с Испанией, но скандалы в королевской семье, напряжённость в отношениях креолами и европейскими испанцами обострили политическую обстановку в Новой Гранаде.

Настоящей прелюдией к началу действий за независимость в 1781 г., явилась стычка населения с властями в северо-восточной части страны в г. Сокорро, в связи с введением новых налогов, которую назвали бунт Лос-комунерос. Бунт постепенно распространился и на другие регионы. Толчком послужил указ о введении новых даней для короны. Мятеж был жестоко подавлен, а его участников казнили публично.

Близкими по хронологии были также схожие события и в других испанских колониях. Освободительная борьба за независимость от Испании начала набирать силу. Французская революция в Европе, революция в Северной Америке и начавшаяся освободительная борьба в Южной Америке придали значительной части мира дух всеобщих перемен, который должен был привести его к коренным изменениям в мировом устройстве.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История, культура и традиции Колумбии:

News image

Этнические группы в социальной структуре

Хотя «белые» не являются самой многочисленной этнической группой, они доминируют в политике и экономике. Потомки креолов руководят государством...

News image

Активные болельщики

Любой поклонник футбола помнит чемптона мира 1994 года. Именно тогда был убит колумбийский защитник Андрес Эскобар. За что спросите вы? За неудовлет...

News image

Возрождая культуру: колумбийская «ла кумбиа»

Сначала вас накрывают тягучие ритмы африканских барабанов. Женщины, одетые в шикарные яркие испанские костюмы, просто двигаются вперед-наза...

Города Колумбии:

News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image
Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com
Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com
  • Пиратские хроники

    Пиратские хроники

    Согласно преданиям первым, еще в 1544 году, на город напал Роберто Баал — француз фламандского происхождения. Его к берегам Картахены привел жаждавший мести местный моряк.

Достопримечательности:

Кали

News image

Третий по величине город Колумбии, Кали лежит в юго-западной части цепи Западной Кордильеры, на высоте 995 метров выше уровня моря. Город был осно...

Достопримечательности Картахена

News image

Основанная в 1533 г, Картахена-де-Индиас была одним из первых испанских поселений в Новом свете и главным портом, через который богатство континента...

Munchique

News image

национальный парк или парк насьональ де Munchique, расположен на юго-западе Колумбии. Самый крупный город вблизи Попаян. Парк площадью 440 км ²...

Рассказы туристов:

Обратно из Колумбии в Венесуэлу

News image

В Букараманге и окресностях мы пробыли 4 дня. К сожалению, оставаться в Колумбии на более долгое время нам не получалось, поэтому было решено ехать ...

Страсти в белом городе Попайян Колумбия

News image

Попаян - это небольшой колониальный город на юге Колумбии, столица департамента Каука. Его называют белым городом из - за обилия белых церквей. Эт...

Первые впечатления

News image

Оказавшись на территории Колумбии, мы стали, пожалуй, первыми автостопщиками, попавшими в сюда из Венесуэлы после отмены виз для россиян. Но это как...