В октябре 2004 г. на прилавках книжных магазинов в странах Латинской Америки, Западной Европы и США появился новый роман гениального колумбийского писателя, лауреата Нобелевской премии Габриэля Гарсии Маркеса. «Вспоминая моих грустных проституток» - такое у него шокирующее название. Это произведение породило бурную дискуссию вокруг «позднего Маркеса» и вместе с тем в очередной раз приковало внимание миллионов людей к личности Великого Колумбийца.
Впрочем, журналисты, литературоведы и читатели никогда не теряли из виду Габо (так зовут его друзья и почитатели). С выходом каждой новой работы творца «Ста лет одиночества» его персона оказывается в центре обсуждений. Сейчас на фоне циркулирующих в мировых СМИ слухов, сплетен и домыслов о Гарсии Маркесе его фигура как никогда притягательна и вызывает повышенный интерес. Возникла настоятельная необходимость расставить все точки над «i» в нынешнем этапе его личной истории.
Одиночество и болезнь
«Вскарабкавшись на вершину, - говорит Габо, - я огляделся и ужаснулся: вокруг никого нет. Необычайно страшно быть в изоляции притом, что почти 24 часа в сутки находишься у всех на виду. Вот оно – настоящее одиночество, которое так занимало меня всю мою писательскую жизнь. Власть одиночества и одиночество власти – главные темы моих романов, рассказов и повестей. Судьба сыграла со мной злую шутку: на закате жизни я сам оказался заперт в одиночестве».
Великий мастер, «литературный патриарх», живая легенда, живой классик современной литературы – такие титулы прочно закрепились за Маркесом. В 1999 г. в Колумбии он был объявлен «колумбийцем XX столетия», символом нации. В последнее десятилетие ХХ в. его всемирная слава только приумножалась, несмотря на то, что выпущенные им за это время книги воспринимались неоднозначно даже его самыми преданными поклонниками. В 1992 г. Гарсия Маркес опубликовал сборник «Двенадцать рассказов-странников», показавшийся многим скупым и чрезвычайно упрощенным. Спустя четыре года увидел свет роман «Известие о похищении» - документальная хроника похищения нескольких известных колумбийских журналистов «кокаиновым королем» Пабло Эскобаром. Эта книга также заставила недоумевать любителей изысканной, интеллектуализированной прозы Габо. После «Известия о похищении» последовал шестилетний период безмолствования.
Столь пессимистичные мотивы новых книг объясняются тяжелым недугом, переживаемыми Гарсией Маркесом. В 1989 г. врачи обнаружили у него раковую опухоль в легких. Вероятно, в какой-то мере рак спровоцировало многолетнее пристрастие к курению: за работой он порой выкуривал три пачки сигарет в день. По злой иронии судьбы, Габо узнал о своей болезни в тот день, когда взял в руки первый экземпляр романа «Генерал в своем лабиринте» - одного из лучших в его творчестве. В 1992 г. ему сделали операцию, и болезнь приостановилась. Но он по-прежнему испытывал проблемы со здоровьем. Весной 1999 г. медицинское обследование показало, что 72-летний Гарсия Маркес страдает другой формой рака – лимфорой. Он стоически перенес две сложнейшие операции и курсы лечения в клиниках Лос-Анджелеса и Мехико.
Рак – страшное заболевание. Оно вызывает сильные боли, истощает организм, сказывается на внешнем виде. Габо, всегда воплощавший образ настоящего латиноамериканского мужчины (мачо), не желает показываться перед друзьями и, особенно, перед любопытной публикой тяжело больным. Связаться сейчас с Гарсией Маркесом очень непросто. Практически невозможно. Он не отвечает на телефонные звонки, игнорирует почту и факс. Единственный способ связи с ним – Интернет. Да и то его электронный адрес известен единицам. Это едва ли не государственная тайна. Необходимо знать своеобразный пароль, чтобы загадочная донья М., которой поручено отслеживать приходящие сообщения, передала письмо писателю.
Дон Габриэль отказался от общения с внешним миром, даже с самыми близкими друзьями. Свою осень «литературный патриарх» встречает практически в полном одиночестве.
Сейчас, в этот тяжелый период Габо по-настоящему поддерживает лишь один человек – его жена Мерседес Барча.
Его вторая половина
Мерседес… Главная женщина его жизни, самый близкий и дорогой ему человек. Она для Габриэля – как Гала для Сальвадора Дали, Эвита для Хуана Доминго Перона. Мерседес – действительно его вторая половина, благодаря которой он живет в полную силу. Мерседес – плод смешения колумбийской и египетской кровей. Она родилась 6 ноября 1932 г. под знаком Скорпиона, который, если верить астрологам, идеально подходит для брака Рыбам – знаку Маркеса. Она на пять лет моложе Габриэля. Отцы Габо и Мече дружили с детства, и оба занимались аптекарским делом.
История любви сеньора и сеньоры Гарсия Маркес – готовый сюжет для романа. Началась она в далеком 1945 г. в городе Сукре, где жили их родители и куда они приезжали на каникулы. Как-то на танцах к 13-летней Мече подвели худенького парня с задумчивыми черными глазами и представили - Габриэль Хосе Гарсия Маркес, между прочим, автор прекрасных романтических стихов, уже четыре дня ищет повод познакомиться с ней. Покрасневший Габо, смотря ей прямо в глаза, произнес: «Я только сейчас понял, что все стихи, которые я написал, я посвящал Вам. Если можно, будьте моей женой». Мерседес несколько минут рассматривала странного юношу и совершенно серьезно ответила: «Я согласна. Только, если позволите, я сначала закончу колледж».
Габриэль был очень рассудительным и ответственным молодым человеком (за что еще в детстве получил прозвище «старикан»), поэтому решил, что жениться можно, только когда он встанет на ноги и будет зарабатывать достаточно денег. Умница и красавица Мерседес согласилась смиренно ждать. Ожидание растянулось на целых 13 лет, в течение которых Габо с огромным трудом строил свою карьеру. На бракосочетание Габриэль отважился только в 31 год. «Мы никогда не были помолвлены, просто терпеливо и без томления ждали того, что было нам предназначено, - рассказывал Гарсия Маркес. – За годы семейной жизни у нас не было ни одной серьезной размолвки. Наверное, потому, что мы оба смотрим на вещи так же, как до брака. Семейная жизнь – дьявольски трудное дело, которое каждый день начинаешь сначала. И так всю жизнь. Живешь в постоянном напряжении, и порой это так утомительно, но, тем не менее, стоит того. Персонаж одного из моих романов говорит об этом так: “Любовь ведь тоже надо понимать”».
Роль Мерседес Барча в жизни Габриэля Гарсии Маркеса трудно переоценить. В середине 50-х, в Париже, без гроша в кармане, он строчил на старенькой печатной машинке свою самую мрачную повесть «Полковнику никто не пишет», и жизнь в нем поддерживала лишь мысль о Мерседес, фотография которой была приколота к стене его маленькой каморки. И то, что в период неудач, когда ни одно издательство не брало его книги, денег катастрофически не хватало, он сумел свернуть гору – написать эпохальный роман «Сто лет одиночества», - это в большой степени заслуга Мерседес. Каждое утро она спрашивала супруга: «Ты сегодня будешь работать или писать свой роман?» «Девочка моя, сегодня я пишу роман, - отвечал чуть виновато Габо. – Ты же помнишь, что я обещал тебе к сорока годам создать шедевр и разбогатеть. И я во что бы то ни стало сделаю это». Хотя муж не приносил домой денег и они неоднократно оставались без средств к существованию, она ни разу не упрекнула, не уязвила Габриэля. Закончив, наконец, работу над романом-эпопеей, он поручил Мерседес отправить рукопись в Буэнос-Айрес, где находилось издательство, согласившееся опубликовать книгу. На почте ей сказали, что эта бандероль стоит 80 песо, но у нее нашлась лишь половина суммы. Тогда она разделила рукопись надвое и послала в Аргентину первую часть. Затем, ни говоря никому не слова, Мерседес отнесла в ломбард электронагреватель, фен и миксер, и на полученные деньги отправила вторую часть. Так может поступить лишь настоящая, верная подруга жизни.
Полвека назад они пообещали друг другу быть вместе и в горе, и в радости. Так и получилось. Вместе они достойно и, в общем-то, счастливо прожили молодость, зрелость и вступили в старость. Вместе они прошли полосу неудач, вместе несли тяжелейшее бремя славы, обрушившейся на Габо после выхода «Ста лет…», и вместе борются с болезнью, поразившей его.
Мифы о Великом Колумбийце
Тем временем мировые масс-медиа занимаются распространением дезинформации о попавшем в беду великом писателе. В декабре 2000 г. в Интернете было растиражировано «Прощальное письмо человечеству», якобы написанное Габриэлем Гарсией Маркесом. В одном интервью он сказал: «Я испытываю стыд и горечь, когда искренне любящие меня и искренне любимые мной поклонники принимают такую банальную пошлость за мое сочинение!» Мне удалось выяснить, что это письмо принес в редакцию крупной перуанской газеты посол Аргентины в Перу. На досуге он развлекается бумагомаранием и, должно быть, таким вот способом решил продемонстрировать свои таланты широкой аудитории. Момент он выбрал символический: классик литературы ХХ века прощается с белым светом в последний месяц последнего года ХХ столетия. Остается лишь удивляться бессовестности и самонадеянности аргентинского дипломата и непрофессионализму перуанских газетчиков, проглотивших откровенную «утку».
В последние годы СМИ упорно стали хоронить Гарсия Маркеса. «Много раз, включая телевизор или радио, я слышал загробный голос ведущего, сообщавшего: “Сегодня ушел из жизни Габриэль Гарсия Маркес”. Одно время меня это ужасно бесило, но, в конце концов, я свыкся с собственной смертью, случающейся не реже, чем раз в два месяца», - иронизирует «литературный патриарх». В 2002 г. в Мехико в одном ресторане журналист сказал ему: «Маэстро, сегодня утром по радио объявили, что Вы скончались». Гарсия Маркес мгновенно парировал: «Ну, вот Вы и видите меня – совершенно скончавшегося».
И этим мифы и сказки о Великом Колумбийце не исчерпываются. В газетах и журналах Габо регулярно находит статьи, рассказывающие о его участии в мероприятиях, о которых он и понятия не имел, и интервью с собой, которых не давал. Из прессы он узнает о прочитанных им в разных уголках земного шара лекциях, о своем присутствии на конференциях, презентациях и приемах. Неоднократно он лицезрел «свои» дарственные надписи на книгах, сделанные его почерком, его излюбленными черными чернилами и в его торопливом стиле, которых он на самом деле не оставлял. Путешествуя по миру, Гарсия Маркес повсюду встречает людей, познакомившихся с ним там, где его никогда не было, или общающихся с каким-нибудь его родственником, который, судя по описаниям, оказывается лишь двойником настоящего члена его семьи. Наиболее примечательные подобные случаи из своей жизненной практики он собрал в статье, озаглавленной «Мое второе «Я».
«Я верю, что мир станет социалистическим»
Гарсия Маркес столкнулся с трудностями и иного характера. «Как минимум десять лет мою душу охватывает беспокойство и тревога, - признавался он в интервью. – Слишком быстро наш мир меняется в худшую сторону, и эти пагубные изменения отражаются на каждом из нас. Если еще не так давно я довольно четко представлял происходящее на нашей многострадальной планете, то сейчас я не берусь судить, анализировать происходящие метаморфозы. Иногда мне кажется, что я вообще ничего не понимаю, ни в чем не смыслю. Может быть, я конченый романтик и мечтатель, но мне небезразлично, каким будет мир завтра и послезавтра».
Большим ударом были для него события в России начала 90-х гг. Ни для кого не секрет, что Гарсия Маркес придерживается левых взглядов и слывет в Латинской Америке революционером и «нарушителем общественного спокойствия». Он не раз говорил: «Я верю, что мир станет социалистическим». Советский Союз был для него важным ориентиром. После встречи в Кремле с М.С. Горбачевым в июле 1987 г. Гарсия Маркес изрек: «Я почувствовал, что мир стал надежнее. И это, пожалуй, главное». Исчезновение с мировой политической карты СССР он воспринял как личную трагедию
В компании с Чавесом, Шакирой и субкоманданте Маркосом
Но чтобы не случалось, какие бы препятствия не вставали на его пути, Габо не падает духом, не позволяет тяжким переживаниям завладеть собой. Панацеей от всех бед и напастей ему служит творчество. В 90-е гг. писатель отстранился от прозы и окунулся в журналистику. Правильнее сказать, вернулся в журналистику. В конце 40-х - 50-е гг. молодой Габриэль трудился как репортер в различных колумбийских периодических изданиях, работал корреспондентом газеты «El Espectador» в Западной Европе. Его называли лучшим журналистом Колумбии. Обретя международную славу писателя, он не бросил публицистику. Себя он считает прежде всего журналистом и уже потом писателем. Всю жизнь Гарсия Маркес страстно желал иметь собственный журнал. В 1999 г. его мечта сбылась - он приобрел «Cambio», издающийся в Колумбии и Мексике (к сожалению, с финансовой точки зрения этот проект оказался для него убыточным).
Самым деятельным сотрудником «Cambio» является сам владелец. В феврале 1999 г. он напечатал очерк «Загадка двух Чавесов», посвященный только что избранному президенту Венесуэлы. Познакомились они в Гаване в ходе форума лидеров Кубы, Колумбии и Венесуэлы. Из-за титанической занятости обоих времени на обстоятельный разговор не было. По приглашению Чавеса Гарсия Маркес совершил вместе с ним перелет из Гаваны в Каракас на самолете венесуэльских ВВС. Венесуэлец буквально очаровал писателя: «С первого момента меня поразила сила его тела, словно сделанного из железобетона. Он исключительно приветлив и обладает креольской грацией чистокровного венесуэльца».
В том же месяце группа репортеров «Cambio» под руководством дона Габриэля освещала мирные переговоры высших руководителей Колумбии и леворадикальной организации Революционные вооруженные силы Колумбии (FARC), более 40-а лет ведущей партизанскую войну с правительством. Испанская «El Pais» от 10 января 1999 г. писала на первой полосе: «Габриэль Гарсия Маркес окончательно вернулся в журналистику, осуществив скрупулезное исследование событий, предшествовавших исторической встрече в минувший четверг президента Колумбии Андреса Пастраны и партизан FARC в местечке Сан-Висенте-дель-Кагуан». Далее публиковался коллективный репортаж журналистов «Cambio».
В июне 1999 г. у Гарсии Маркеса состоялось рандеву, правда, в присутствии посторонних и под прицелом фото - и телекамер, с поп-дивой Шакирой. Сейчас ее имя известно всем. В то время она уже произвела фурор в Колумбии и начала восхождение на мировой музыкальный Олимп. Статья великого прозаика, где он осыпал 22-летнюю знаменитость комплиментами, всячески способствовала ее триумфу. Габо нравится необычная манера исполнения, особый стиль песен Шакиры (она сама пишет тексты и музыку). В отличие от большинства произведений популярной музыки, ее песни наполнены смыслом и искренностью. Чувственность и невинность – такие качества, по мнению Гарсия Маркеса, сочетает в себе самая яркая звезда колумбийской сцены.
В интервью автору этих строк в августе 2002 г. Шакира рассказывала: «Никогда в жизни не могла подумать, что меня будет интервьюировать сам Гарсия Маркес. Он не только гениальный писатель, но и необыкновенно галантный мужчина. Мне было необычайно приятно беседовать с ним. Сначала я чувствовала себя немного скованно, но обаяние Габриэля помогло мне быстро освоиться. – А как ты отреагировала на его признание в любви? – Я испытала шок! Услышать такие нежные слова от величайшего человека – незабываемое ощущение! Конечно, Габриэль сказал это в шутку, но все равно мне было очень приятно». В видеоклипе Шакиры на суперхит «Whenever, Wherever», снятом в 2004 г., можно увидеть кадры одной из ее встреч с Габо. В начале 2005 г. Шакира дала бесплатный концерт в колледже в Боготе, принадлежащем ее старшему другу.
В марте 2001 г. Гарсия Маркес взял интервью для «Cambio» у лидера мексиканских повстанцев субкоманданте Маркоса. В сотрясаемом от прибывшей армады революционеров и от демонстрации горожан Мехико, в малопригодном для подобных случаев помещении беседовали два интеллектуала: опытный журналист, прекрасно разбирающийся в социально-политических проблемах латиноамериканского региона, за плечами у которого карьера писателя с мировой славой, и один из лидеров мексиканских повстанцев, ставший ликом и гласом восставших индейцев Сапатистской армии национального освобождения, автор сотен статей, эссе и книг в жанре социальной аналитики и этнической психоделики.
Несколько лет назад Габо написал очерк, в котором размышляет о произведениях известного российского писателя Эдварда Радзинского, широко переводимого на Западе, в том числе в испаноязычных странах. В этом же очерке он поделился своими воспоминаниями о первой поездке в СССР, которые ему навеяла книга Радзинского о Сталине. «История – это воистину бездонный колодец, из которого мы, наверное, вечно будем черпать мудрость, глупость, полезный и бесполезный опыт, знания, массу открытий и т.д. Но история России – это особый колодец, полный мистики и чем-то напоминающий “русские горки” (в России, как я недавно узнал, их, в отличие от всего остального мира, почему-то называют “американскими”). Меня в том убедили книги Эдварда Радзинского о Николае II и Сталине… - писал Гарсия Маркес. – Радзинский – тонкий психолог, прекрасно разбирающийся в людях, и живых и умерших. Он человек, который знает и, главное, любит свою страну. Он понимает ее историю. Кому, как не ему, разгадывать ставшие уже притчей во языцех “загадки России”?!
«Кубинская судьба» Гарсия Маркеса
В январе 1998 г. Габо освещал для колумбийских средств массовой информации исторический визит Папы Римского Иоанна-Павла II на Кубу. По словам писателя, эта ответственная миссия доставила ему одно удовольствие. Во-первых, потому, что он с молодых лет интересуется Ватиканом (а в 1955 г. Габриэль подружился с римским понтификом Пием XII и написал об «атлантическом папе», как прозвали Пия, пять очерков). Во-вторых, он всегда с радостью приезжает на Кубу, любит и знает «жемчужину Антил».
«Кубинская судьба» Гарсии Маркеса – отдельная тема. В 1960 г. он работал на «Острове свободы» в информационном агентстве «Prensa Latina». Там у него есть дом, подаренный Фиделем Кастро. Колумбийский нобелевский лауреат – личный друг кубинского Команданте. Маркес и Кастро регулярно встречаются, разговаривают по душам. Наверное, два великих человека с ностальгией вспоминают историю своего знакомства, напоминающую отрывок из романа. Знакомство произошло в разгар народных выступлений в Боготе, вызванных убийством 9 апреля 1948 г. популярного политика Хорхе Элиэсера Гайтана. Габриэль, полный возмущения, пытался разбить об асфальт массивную печатную машинку. «Вдруг ко мне подбежал двухметровый верзила, говоривший с явным карибским акцентом, - вспоминает Гарсия Маркес. - Мы вместе раскачали машинку и, что есть силы, бросили, да так, что она разлетелась на части. Познакомились. Он протянул руку и представился: Фидель Кастро Рус. Фидель прибыл в Боготу для проведения студенческого конгресса в противовес IX Панамериканской конференции». Когда в июле 2006 г. Команданте тяжело заболел, Габо по-своему поддержал его – опубликовал восторженный очерк «Фидель Кастро, которого я знаю».
Гарсия Маркес уже почти полвека выступает в поддержку социалистического правительства Кубы. 1 мая 2003 г. дон Габриэль в числе 160-ти деятелей культуры подписал декларацию «К совести мирового сообщества», направленную в защиту Кубы. В феврале 2005 г. несколько мексиканских политиков обратились к Маркесу как к большому другу и Мексики, и Кубы с просьбой стать посредником на мексикано-кубинских переговорах (в тот период отношения двух стран резко ухудшились).
Из-за своего дружественного отношения к Кубе Великий Колумбиец постоянно подвергается нападкам. Так, кубинская писательница-эмигрантка Зоэ Вальдес обвинила его в использовании двойных стандартов. Она заявила, что такой авторитетной личности, как Гарсия Маркес, следует обращать больше внимания на все латиноамериканские народы и содействовать достижению демократии на Кубе, где правит «диктаторский режим».
Нарушитель общественного спокойствия
В последние несколько лет журналистская работа для Габо становится все труднее. Но несмотря ни на что, писатель проявляет высокую активность в вопросах культуры, политики и этики. Как только в 2001 г. Испания ввела визовый режим для граждан Колумбии, он в открытом письме испанскому правительству выразил свой протест и пообещал, что его нога не ступит на испанскую землю. В марте 2003 г. Габо обратился к президентам Мексики и Чили с призывом отказаться от поддержки войны в Ираке. В мае 2003 г. Гарсия Маркес в одном из публичных выступлений огорошил аудиторию предложением легализовать наркотики. В этом он видит единственный способ победить наркобизнес.
Эскапады «литературного патриарха» вызвали резонанс и в Новом, и в Старом Свете. Через несколько дней он объявил, что его слова неверно интерпретировали.
Вскоре Гарсия Маркес невольно стал виновником еще одного инцидента. На втором Конгрессе испанского языка в Мехико Маэстро внес проект реформы испанской орфографии: допустить написание испанских слов так, как они звучат. Убеленные сединами знатоки языка Сервантеса и Гарсии Лорки были шокированы высказываниями классика испано-язычной литературы и не пригласили его на следующий конгресс в аргентинском городе Росарио-де-ла-Фе. В знак солидарности с Габо отказались участвовать в конференции крупные иберо-американские прозаики – португалец Жозе Сарамаго и чилиец Хорхе Эдвардс. Гарсии Маркесу позвонил президент Королевской академии языка Испании Виктор Гарсия-де-ла Конча. Писатель сказал ему: «Меня пригласил лично президент Аргентины, но я отказался, так как давно избегаю подобного рода мероприятий. Прошу Вас убедить Сарамаго приехать в Росарио, иначе я буду вынужден, хотя и не хочу, посетить ваш конгресс».
«Жить, чтобы рассказать о жизни»
В конце 2002 г. Гарсия Маркес вновь заставил заговорить о себе как о писателе, выпустив в свет первый том из задуманной трилогии мемуаров «Жить, чтобы рассказать о жизни». «Все 579 страниц этой книги – чистая правда от Габриэля Гарсии Маркеса», - утверждает, улыбаясь в усы, автор. В действительности «Жить, чтобы рассказать о жизни» больше похоже на роман, обличенный в форму автобиографии, чем на воспоминания. Не случаен и эпиграф: «Жизнь – это не только то, что человек прожил, но и то, что он помнит, и то, что он об этом рассказывает». Свои мемуары дон Габриэль написал в излюбленном жанре «магического реализма» и умело подал их читателю как реальную историю своей жизни. Плод писательского воображения - даже его дата рождения, 6 марта 1928 г., которую можно найти во всех его биографиях, энциклопедиях, справочниках. На самом деле он родился ровно на год раньше – 6 марта 1927 г.. Проверить это нетрудно: достаточно открыть церковную книгу прихода Сан-Хосе (г. Аракатака, Колумбия) №12, лист 126, пометка 324 и прочитать запись от 27 июля 1930 г. Габо физически не мог родиться в 1928 г.: в книге того же прихода №11, лист 96, пометка 192 есть запись о рождении 8 сентября 1928 г. его младшего брата Луиса Энрике.
В год выхода его мемуаров Гарсия Маркес пережил личное горе: в возрасте 97-и лет скончалась его мама Луиса Сантьяга Маркес. У нее было 11 детей, 67 внуков, 73 правнука и 5 праправнуков. Хоронили ее как национальную героиню.
В августе 2004 г. Габо продал права на экранизацию своего романа «Любовь во времена холеры» голливудской кинокомпании «Stone Village Pictures». Бюджет киноленты составил 40 млн. долл. Съемки проходили в 2006 г. в Картахене-де-Индиас, на карибском побережье Колумбии. В середине 2007 г. фильм должен выйти на экраны. Ранее писатель позволял снимать фильмы по своим книгам латиноамериканским, испанским, итальянским режиссерам, но никогда – североамериканским. По словам дона Габриэля на сотрудничество с Голливудом, выгодное в материальном плане, его подвигла неуверенность в будущем благосостоянии его семьи – жены Мерседес и сыновей Родриго и Гонсало.
Кино – давняя страсть писателя. В середине 50-х гг. он обучался в Экспериментальном центре кинематографии в Италии. В 60-е работал киносценаристом. Он возглавляет Фонд нового латиноамериканского кино и преподает в Школе кино и телевидения, расположенной на Кубе. Выступая перед выпускниками этой школы в июле 2003 г., он признался, что считает кинематограф, а не литературу, своим истинным призванием.
«Мои личные планы – продолжать писать»
В октябре 2004 г. «Random House Mondadori» и «Grupo Editorial Norma» издали роман Гарсия Маркеса «Вспоминая моих грустных проституток». За месяц до официальной презентации «пираты», выкравшие рукопись, запустили эту книгу в продажу. Габо сделал блестящий ответный ход: изменил финал романа. Миллионный (!) тираж был раскуплен за рекордно короткий срок. За пиратскими же подделками, большую часть которых конфисковала полиция, теперь охотятся коллекционеры.
109-страничный опус повествует о 90-летнем старике, влюбившемся в 14-летнюю девственницу. Рядом с ней он впервые ощутил любовь. Всю свою жизнь он никогда никого по-настоящему не любил, занимался сексом только с проститутками и только за деньги.
В интервью испанской газете «La Vanguardia» в январе 2006 г. Гарсия Маркес объявил, что больше не будет писать. «В прошлом году впервые за всю свою жизнь я не написал ни строчки. С моим опытом мне не составило бы труда написать новый роман, но люди бы сразу поняли, что я не вложил в него сердца». Тем не менее, его почитатели надеются, что Великий Колумбиец найдет в себе силы завершить обещанные ранее трилогию воспоминаний и сборник рассказов «Встретимся в августе». Ведь еще четыре года назад писатель, полный оптимизма, говорил: «Мои личные планы – продолжать писать. Без своей работы я не могу прожить и дня. Так что я тешу себя надеждой на то, что Всевышний даст мне силы осуществить задуманное. В последние лет шесть я стал замечать за собой, что постоянно тороплюсь. Тороплюсь жить. Тороплюсь завершить мемуары. Тороплюсь сделать множество самых разнообразных вещей. Но при этом я стараюсь жить, как жил всегда. У меня по-прежнему есть масса желаний и не одна мечта»…
|