Реклама*

Общие сведения:

Африканские корни

News image

В Колумбии 4% из 44 млн. населения имеет африканские корни. В ранний колониальный период испанцы завезли сюда в качестве рабов н...

Таможенные правила Колумбии

News image

Ввоз и вывоз национальной и иностранной валют не ограничен. Количества, превышающие $10 тысяч (или эквивалент) должны быть объяв...

Погода в Богота

Авторизация




Сыновья ягуара
О стране - Будни Колумбии

сыновья ягуара

Каменные идолы Сан-Агустина напоминают об одной из самых древних и малоизученных индейских цивилизаций Америки - предшественнице культур инков и ацтеков

Что современный россиянин знает о Колумбии? Что в этой стране тоннами производят кокаин. Что долгие годы там идет партизанская война. Что главные природные богатства колумбийцев - кофе и изумруды. Что Колумбия подарила миру писателя Габриеля Гарсия Маркеса и мегазвезду мировой сцены певицу Шакиру. И лишь немногим известно, что Колумбия - это еще и родина высокоразвитых индейских цивилизаций. Увы, культура колумбийских индейцев изучена не так хорошо, как перуанские или мексиканские древности. Когда речь заходит о доколумбовой Америке, сразу вспоминаются майя, ацтеки, инки, но при этом почему-то остается в тени тот факт, что на американском континенте существовали и другие индейские народности и культуры, оставившие после себя удивительные памятники и множество тайн и загадок. Одна из них - культура Сан-Агустин.

Задолго до Колумба

Сан-Агустин - это историческая область площадью 500 квадратных километров, расположенная на юге Колумбии на высоте 2000 м над уровнем моря между западными, центральными и восточными отрогами Кордильер. Отсюда берут начало главные колумбийские реки - Магдалена и Каука. Именно здесь на протяжении почти семнадцати столетий развивалась эта культура индейцев.

Точная дата ее возникновения неизвестна. Специалисты-археологи, проводившие раскопки в этой местности в 40-е годы прошлого века, сделали радиокарбонный анализ древесного угля, некоторых древних сооружений и датировали их II веком до н. э. К еще более раннему времени - примерно к 545 году до н. э. - был отнесен деревянный саркофаг, обнаруженный археологом Ван дер Хаммером в могильнике Лавапатаса. На этих землях находят и более древние могильники и поселения, судя по всему, относящиеся к III тысячелетию до н. э. Исчезла цивилизация Сан-Агустина, как считают ученые, еще до начала покорения индейских народов европейцами - около 1200 года н. э.

Обитатели Сан-Агустина входили в так называемую пуэбло-андскую группу американских индейцев. Так специалисты именуют племена, обитавшие на тихоокеанском побережье Южной Америки к западу от Анд и на юге и юго-западе Северной Америки. По мнению известного российского ученого-американиста и дешифровщика письменности майя Юрия Кнорозова, представители этой группы появились в Новом Свете последними в первой волне переселенцев из Азии, то есть 54-56 тысяч лет назад. Согласно теории испанского антрополога и географа Хуана Виво некоторые из пришедших в Америку народов первоначально обосновались на территории современной Колумбии и образовали новую культуру, распространившуюся затем на север. Правда, есть и другая теория: многие исследователи считают, что, наоборот, колумбийские индейцы испытали влияние и с севера, и с юга и в своей культуре синтезировали две различные социально-экономические и религиозные системы. Именно поэтому в исторической литературе тихоокеанское и карибское побережья Колумбии и Эквадора вместе с Северными Андами и Панамским перешейком окрестили Промежуточной областью и буферной зоной между Мезо-америкой и Андским регионом.

Тональ и нагуаль

К настоящему моменту ученые обнаружили в местности Сан-Агустин следы примерно тридцати поселений. Здесь же найдены более трехсот скульптур, сотни всевозможных предметов, статуи, барельефы и стелы из вулканической породы. Например, в районе Лавапатас есть скала, целиком покрытая резными изображениями лягушек, саламандр, ящериц, змей, головастиков.

Но самые удивительные памятники Сан-Агустина - это скульптурные изображения людей в масках ягуара, совы, орла, обезьян, сверхъестественных существ. Сохранилось около четырех сотен каменных антропоморфных фигур высотой до четырех метров: человек с клыкастой пастью ягуара, с жезлом (в другой интерпретации с палицей) в правой руке и сферическим предметом (мячом или камнем?) в левой. У большинства из них над головой или на спине высечено изображение чудовища. Некоторые статуи имеют две головы, расположенные рядом или одна над другой, причем вторая - всегда голова животного. Попадаются и фигуры с детьми на руках. У всех истуканов нарушены пропорции тела, поэтому выглядят они как карлики, иногда горбатые или с огромной головой. Вместе с тем животные изображены с предельной точностью.

Что же символизируют эти безмолвные свидетели древней культуры? Человек-ягуар, по-видимому, представляет собой шамана, который с помощью листьев коки и галлюциногенного напитка яхе превращался в ягуара при отправлении религиозных культов. Вообще присутствие ягуарьих мотивов - одна из главных загадок Сан-Агустина. Данное животное никогда не обитало в Андах. Но при этом оно занимало важнейшее место в религии не только санагустинцев, но и их ближайших соседей - центральноандинской цивилизации Чавин, что в переводе значит Сыновья ягуара с копьями . Здесь очевидна связь и с мезоамериканской ольмекской культурой. Ольмеков ведь тоже часто называют ягуарьими индейцами . Ягуар был для этих людей тотемным животным. Легенда гласит, что народу ольмеков подарили жизнь смертная женщина и божественный ягуар. Вполне вероятно, что аналогичной версии своего происхождения придерживались и санагустинцы. Кстати, атрибутами власти правителей индейцев майя, ровесников и родственников ольмеков, были шкура, клыки и когти ягуара. И у каменного сан-агустинского шамана во рту клыки красавца хищника. Маски ягуара колумбийских истуканов напоминают шлемообразный головной убор властителей майя, выполненный в виде головы ягуара с распахнутой пастью.

Не случайно и то, что в руке человек-ягуар держит мяч. Известно, что у ольмеков мяч был символом Вселенной. Большое значение ягуарьи индейцы придавали ритуальной игре в мяч, рассматривавшейся как битва света с тьмой за право освободить Солнце из оков преисподней. Победа доставалась тем, кто попадал в каменное кольцо на стене. Проигравших приносили в жертву. Ольмеки верили, что их кровь и жизнь давали энергию для рождения нового Солнца. Можно предположить, что и в Сан-Агустине образ мяча обладал космологическим содержанием.

Что касается статуй с двумя головами - человека и животного, то таким образом, с точки зрения ученых, передавались в скульптуре два понятия: нагуаль и тональ. Понятия эти опять же роднят санагустинцев с мезоамериканцами. В мировоззрении тольтеков и майя нагуаль - это колдун, шаман, способный перевоплощаться в животное, а тональ - это животное, в котором человек сохраняет половину своей души и с которым связан единой судьбой. Тональ - тотемное животное. Владеющий даром становиться им - нагуаль. Правда, самый известный мистик ХХ века мексиканец Карлос Кастанеда предложил несколько иное толкование этих терминов: тональ - рациональная, познаваемая реальность, где протекает жизнь человека. А нагуаль - иррациональная, не поддающаяся объяснению составляющая человеческого бытия.

Характерные для Сан-Агустина каменные фигуры людей в масках орла, птиц со змеей заставляют вспомнить историю образования ацтекской империи. Первые ацтеки были изгнаны с насиженных мест могущественными кулуаканцами, у которых служили наемниками. Верховный бог Уитцилопочтли приказал ацтекам идти на юг до того места, где им явится знамение. Долгие годы скитались они, пока не оказались на берегу озера Тескоко в долине Мехико. Их взору предстал сидящий на кактусе орел, пожирающий змею. Здесь они, повинуясь божеству, решили основать свое государство. Произошло это в XIV веке, уже после исчезновения Сан-Агустина. Возможно, что сакральные представления об орле и змее изначально возникли у колумбийских племен и спустя столетия передались их северным собратьям - ацтекам.

Молчание Сан-Агустина

Еще одной отличительной особенностью Сан-Агустина считаются... захоронения. Сан-Агустин - единственная в Южной Америке доколумбова культура, после которой осталось столь внушительное количество могильников. Ученые полагают, что культ мертвых играл в сан-агустинском обществе особую роль. Думается, этот народ обладал специфическим взглядом на мир вообще и мир мертвых в частности. Санагустинцы не противопоставляли так категорично, как в белой цивилизации, земную и загробную жизнь. Умы индейцев постоянно занимали вопросы о сущности и смысле ухода в мир иной, о том, что происходит в невидимой дали, скрывающейся за границей осязаемой реальности. Свидетельством тому служит популярность темы смерти в мифологии древних колумбийцев.

Археологи выделяют три типа сан-агустинских погребений: саркофаги из дерева, погребальные холмы и мегалитические подземные усыпальницы. Высокие курганы покрывают гробницы, сложенные из массивных, слегка стесанных каменных плит, в которых находились вырубленные из цельного камня саркофаги. Покой усопших оберегают каменные изваяния у входа. Стены многих склепов покрыты полихромным геометрическим орнаментом. Мифические сюжеты настенных росписей напоминают живописные украшения храмовых построек доинкской культуры Мочика.

Немало интересных погребений обнаружено в археологической зоне Тьеррадентро (по-испански внутренняя земля ), которую большинство исследователей включают в Сан-Агустин. Не имеющие аналогов тьеррадентровские некрополи были созданы между серединой I тысячелетия до н. э. и серединой I тысячелетия н. э. До наших дней дошли склепы на вершинах горного узла Нудо-де-Пасто. К ним ведут вырезанные в скале ступенчатые ходы. Большие камеры, круглые или овальные, со сводчатыми потолками, разделены пилястрами по стенам на несколько ниш, в которых установлены погребальные урны с кремированными останками и аккуратно разложен сопровождающий инвентарь. Стены, пилястры и потолки украшены орнаментами. Из Тьеррадентро происходят также каменные скульптуры и грубые темные сосуды с налепными изображениями змей, штампами и нарезкой.

Санагустинцы вели оседлый образ жизни, занимались земледелием. Как и все земледельческие народы Америки, они обожествляли силы природы. Особое значение придавалось Солнцу и Луне, увязанным с плодородием почвы и урожаем, с земледельческим календарем. Помимо каменных монументов и погребений в Сан-Агустине встречаются остатки круглых столбовых жилищ, террас, керамическая посуда, водопроводы, вырубленные в утесах. В могильниках были найдены золотые вещи, хранящиеся теперь в знаменитом Музее золота в столице Колумбии городе Боготе. Главные богатства индейцев были сосредоточены в Святой горе , обнаруженной в начале XIX века известным археологом Кальдасом.

Но в целом о Сан-Агустине и сегодня пока известно немного. Архитектурные сооружения - фактически единственный источник информации. Некоторые сведения получены косвенным образом, путем сравнения и сопоставления с другими культурами. Множество памятников было разграблено конкистадорами и могильными ворами. Большое количество вещей вывезено за пределы Колумбии. Так, немецкий археолог Пройсс в начале ХХ века переправил в Берлин массу ценнейших находок. Санагустинцы не рассказали о себе сами, поскольку у них не было письменности, а испанские хронисты, въедливо изучавшие экзотические индейские племена, не посвятили ни одного труда древним жителям юго-запада Колумбии, так как те по неясным причинам сошли с исторической сцены за три века до эпохальной встречи двух миров в 1492 году.

Тайны этой культуры, конечно, еще ждут своих расшифровщиков, но, вне всяких сомнений, Сан-Агустин - один из самых крупных драгоценных камней в старинном ожерелье доколумбовых цивилизаций. И предмет особой гордости колумбийцев.

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История, культура и традиции Колумбии:

News image

Загадочная колумбийская душа

<…> Нарисовать портрет типичного жителя Колумбии невозможно. Колумбийцы очень разные: дает о себе знать смешение кровей разных рас и народ...

News image

Кока-Мама

Легенда, распространенная у колумбийских и перуанских индейцев, гласит: когда в конце XV в. в Америку прибыли европейцы, исконные обитатели континен...

News image

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ, КУЛЬТУРА

Колумбия – настоящая этническая мозаика, в культуре, фольклоре, прикладном искусстве и образе жизни населения которой отразились все народы, составл...

Города Колумбии:

News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image
Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com
Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com
  • Пиратские хроники

    Пиратские хроники

    Согласно преданиям первым, еще в 1544 году, на город напал Роберто Баал — француз фламандского происхождения. Его к берегам Картахены привел жаждавший мести местный моряк.

Достопримечательности:

Национальный парк, Куэва-де-лос-Guácharos

News image

находится в двух регионах Уиле и Какета в Колумбии. Он был основан в 1960 году и является старейшей из 51 колумбийских охраняемых территорий. Это та...

Национальный парк де Ensenada Протирайте

News image

в государстве Чоко в Колумбии. В области около 130 км ². Район является одним из парка с наибольшее количество осадков в мире. Поэтому очень ду...

Регион Тихого океана

News image

Узкая полоса тихоокеанского побережья обрамляет с запада хребты Кордильер. Сбегающие с гор потоки дают начало многочисленным болотистым областям и ...

Рассказы туристов:

В национальный парк Чикамоча

News image

Национальный парк Чикамоча (исп. Parque Nacional del Chicamocha) глубиной 1524 метра, также известный как Паначи (Panachi) находится в 50 км от г.Бу...

Колумбия - май, июнь 2010 г

News image

В Боготу мы (я, жена, сын 8 лет и дочь 2 лет) прилетели из Майами. Вообще, изначально планировалась поездка по Гватемале и Гондурасу. Однако, коррек...

Первые впечатления

News image

Оказавшись на территории Колумбии, мы стали, пожалуй, первыми автостопщиками, попавшими в сюда из Венесуэлы после отмены виз для россиян. Но это как...