Реклама*

Общие сведения:

Сельское хозяйство и животноводство

News image

Сахар Сахар-сырец является одной из основных статей колумбийского экспорта. Он занимает в нем 3-5 места после таких товаров к...

Мистический реализм

News image

Расположенная на северном изгибе южноамериканского континента, Колумбия, омывается водами двух океанов - Тихого и Атлантического...

Авторизация




Там, где был Медельинский картель
История и культура - Культура

там, где был  медельинский картель

Когда в колумбийском городе Медельин открылась площадь искусств, названная именем знаменитого живописца и скульптора Фернандо Ботеро, местные жители искренне радовались: Может, теперь наш город отмоется от позорной славы международного центра наркобизнеса, и не преступный Медельинский картель , а художественные ценности будут определять его лицо в мире .

Самого Ботеро идея земляков тронула и вдохновила. В благодарность он подарил родному городу 18 скульптур, с успехом показанных недавно на выставках в Мадриде, Париже, Нью-Йорке, Чикаго, и почти сотню картин, составивших основу экспозиции площади искусств. Замечу к слову: о щедрости художника в Колумбии ходят легенды. Музею изобразительных искусств Боготы, например, он подарил коллекцию современной живописи, оцененную в 60 миллионов долларов. 100 своих работ передал музею Медельина. В общей сложности дар художника колумбийским собраниям превысил 100 миллионов долларов. Недаром влиятельный в Колумбии журнал Семана в десятке самых популярных личностей назвал и Фернандо Ботеро, отметив заодно, что его подарок – это первая в истории Колумбии благотворительная акция такого масштаба.
А между тем живописные полотна Ботеро уже давно поселились в самых престижных музеях мира, его скульптуры вписались в уличные интерьеры Парижа, Рима, Мадрида, Нью-Йорка и других столиц и городов мира. Их легко узнать: фигуры своих персонажей художник намеренно делает несоразмерно крупными, с преувеличенно пышными формами. И неважно, кто это – бравый генерал, тореро, глава провинциального семейства или монашки и особы легкого поведения.

– Формами, объемами я пытаюсь воздействовать на чувства людей и чувственность, – объяснил художник, – подразумевая под чувственностью не только сладострастие и эротику.

Мы встретились с Фернандо в Мехико, на его персональной выставке, приуроченной к 50-летию творчества. Сейчас Ботеро живет в Италии, но его сердце, как признался мастер, всегда на родине . Мне выпала редкая удача: Ботеро вызвался сам показать мне экспозицию, и я, воспользовавшись случаем, решил по ходу нашей экскурсии взять интервью у знаменитости. К счастью, и диктофон у меня, по репортерской привычке, был с собой.

Экспозиция, включившая 120 работ, из которых 30 никогда прежде не выставлялись, открывалась первой акварелью Ботеро Плачущая женщина . На небольшом холсте в серых тонах изображена женская фигура. Плачущее лицо будто утонуло в раскрытых ладонях. Своими контурами фигура напоминала женские образы, которые поразили меня на фресках мексиканских монументалистов: незадолго до этого в Музее изящных искусств Мехико я видел потрясающие фрески трех великих мексиканцев , как их называют, – Хосе Клементе Ороско, Диего Риверы и Давида Альфаро Сикейроса.

– Вы правы, – сказал Фернандо. – В юности они произвели на меня такое сильное впечатление, что я долгое время находился под их влиянием. Особенно – от работ Хосе Клементе Ороско.

По счастливому совпадению и юбилейная экспозиция Ботеро была развернута в старинном здании бывшего колледжа Сан-Илдефонсо , украшенного фресками Ороско.

– Если вы обратили внимание, – продолжал мой собеседник, – в огромной фреске Катарсис Ороско отобразил механизированный, механистический мир, в котором мы живем. Мир, обезличивающий человека. Всякий раз, когда я смотрю на три мощные фигуры, борющиеся между собой и с этим миром, мне становится холодно и страшновато.
Однако эти мотивы то и дело звучали во многих живописных и скульптурных работах самого Ботеро, показанных на выставке.
– Это жизнь, и от этого никуда не уйти, – будто оправдывался художник. – Хотя мне куда приятнее писать Девочку с цветами , Пикник , Танцующих , Охотника , Улицу , Трактир . Словом, бесхитростный быт моих соотечественников и маленькие радости, которые иногда им выпадают.

И все же в экспозиции много работ, окрашенных в трагические тона. Таких, например, как Манифестация : вереница женщин в черных платках, несущих на своих плечах гробы. Или Террор в Колумбии , где художник запечатлел результат страшных разборок : людей, лежащих в крови, одни убиты, другие, раненые, просят о помощи.
Иногда Ботеро упрекают в жестокости и натурализме. Он не принимает этих обвинений.

– 40 лет моя страна живет в состоянии непрекращающегося вооруженного конфликта, – говорит он. – А страдают от него в основном простые колумбийцы. Игнорировать эту болезненную ситуацию я не могу. Мой долг – рассказать о трагедии моего народа, о трагедии страны. Если в будущем в ней установится порядок, я не буду изображать подобные вещи, найду другие темы. А сейчас эти картины – мой протест против терроризма и насилия.

В этом смысле у художника есть немало единомышленников, в чем я убедился, познакомившись с постоянно действующей экспозицией Искусство против насилия , развернутой в музее современного искусства в Боготе. Похищенная женщина, прикованная к стулу; руки, зажатые в наручники; груды человеческих тел на живописной сельской улице – картины, скульптуры, фотографии страшные, но, увы, списанные с жизни.

– Все эти произведения – страницы нашей истории, – сказал мне организатор экспозиции, известный искусствовед, профессор Национального университета Альваро Медина. – Фотографии Сади Гонсалеса, картины Алехандро Обрегона, Деборы Аранго отображают трагические события, происшедшие в Колумбии в апреле 1948 года, – восстание в Боготе после убийства лидера Либеральной партии Хорхе Гайтана. Тот период в жизни страны вошел в историю под названием виоленсия – то есть насилие, произвол. Гибель популярного либерального деятеля, вызвавшая народное восстание, жестоко подавленное армией, вылилась в череду кровавых столкновений между сторонниками либеральной и консервативной партий, а в конце концов в эпидемию убийств, унесшей тысячи жизней.

Страдания людей гневно отзываются в сердце Ботеро. Боль водит его кистью. Даже, казалось бы, беспечная жизнь в солнечной Италии не позволяет ему забыть о главном, и сейчас он пишет серию картин о войне на родине, которой не видно конца. Это он делает по велению сердца, чтобы рассказать миру о драме, которая вот уже многие десятилетия раздирает его несчастную родину. Хотя у искусства, по его мнению, совсем другое назначение.

– Я не думаю, что искусство может изменить политический или социальный порядок, существующий мир, – считает Ботеро. – Но оно может и должно влиять на внутренний мир людей. Искусство, по большому счету, – это оазис, родник, из которого люди должны черпать удовольствие и радость. Это своего рода параллельная действительность, только без мерзостей, наполняющих нашу реальность. Всю свою творческую жизнь я придерживался этой теории, но, оказываясь перед лицом разрушений, переживаемых моей страной, я вынужден изменять своему постулату.
А вдохновению и жизнелюбию он учится у своих далеких предков – древних мексиканских индейцев, чья культура, по его признанию, сформировала его как скульптора. Он буквально пропадал в знаменитом Музее антропологии в Мехико, где изучал высочайшую культуру майя и ацтеков, о достижениях которых мы можем судить сегодня лишь по затерянным в джунглях храмам и пирамидам да развалинам древних городов. Его поражало, что астрономы майя наблюдали за движением небесных тел и знали его закономерности. Он любовался изваяниями и фресками, удивляющими своей реалистичностью, с одной стороны, и силой фантазии – с другой.

Музей находится в парке Чапультепек, что на языке ацтеков означает гора стрекоз . В годы господства испанцев лишь им было доступно это место. Теперь и парк, и музей открыты для всех, и каждый может заглянуть в свою далекую историю, докопаться до своих корней. А без этого, убежден Ботеро, жизнь народа теряет смысл.

Связь времен мастер пытается проследить и в медельинской экспозиции, с которой я начал свой рассказ о художнике. Площадь Ботеро или точнее – город Ботеро , как ее еще называют, – это грандиозный архитектурно-культурный комплекс, где на территории 30 тысяч квадратных метров разместились музей, парк скульптур, картинные галереи, студии для художников, зоны отдыха. Инициатива создания города искусств принадлежит алькальду Медельина. Строили с размахом, израсходовав 19 миллионов долларов. Больше половины этой суммы выделили городские власти, остальное – министерство культуры.

Гостей города ждут настоящие открытия. Они, например, впервые увидят уникальную коллекцию искусства доколумбовой эпохи – золотые изделия, каменные скульптуры, керамику индейцев, подаренную новому центру университетом Антьокии. До сих пор эти сокровища прятались в запасниках – не было для их показа достойного помещения. Поделился своим художественным богатством с новорожденным и уроженец Медельина всемирно известный живописец и скульптор Педро Нель Гомес, который кроме прекрасных произведений подарил городу и собственный дом, превращенный в музей со школой искусств.

Словом, пример Фернандо Ботеро оказался заразительным, и лучшие музеи, галереи, коллекционеры буквально осыпали дарами новый художественный комплекс. Похоже, он действительно оправдает надежды местных властей, мечтающих о том времени, когда их город станет одним из главных культурных центров Латинской Америки. А усилия самого Ботеро увенчались высшей наградой страны – Большим крестом Ордена Бояка, который вручил художнику президент Колумбии Андрес Пастрана.

Именем и огромной популярностью знаменитого земляка решили воспользоваться, как это нередко бывает, бизнесмены от искусства. Предприимчивые деляги наладили производство миниатюрных копий его скульптур, открыли несколько магазинов, в том числе в международном аэропорту Эль Дорадо , и благополучно сбывали свои творения . Возмущенный художник обратился в Технический корпус расследований Генеральной прокуратуры Колумбии с просьбой отыскать пиратов . Полицейская операция прошла успешно. В горном поселке Чоконте, что в 75 километрах от столицы, детективы накрыли подпольную фабрику, где и орудовали четыре авантюриста-фальсификатора. Добыча – 1600 изваяний – была конфискована, а художники арестованы.

 

 


Читайте:


Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

История, культура и традиции Колумбии:

News image

Завоевание

Перед вторжением испанцев на территории нынешней Колумбии проживало ок. 2 млн. человек. Большинство коренного населения составляли индейские племена...

News image

Есть ли будущее у партизан Колумбии

Сопротивление процессу глобализации в 1990-е годы стало ключевой задачей левых сил во всем мире. В то же время 90-е годы стали и периодом разделения...

News image

Коренные жители Колумбии

Конкистадоры, придя на американские земли и увидев, насколько мало аборигены ценят золото, сделали вывод, что этого металла в их землях должно быть ...

Города Колумбии:

News image News image News image News image News image News image News image News image News image News image
Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com
Joomla Templates and Joomla Extensions by JoomlaVision.Com
  • Пиратские хроники

    Пиратские хроники

    Согласно преданиям первым, еще в 1544 году, на город напал Роберто Баал — француз фламандского происхождения. Его к берегам Картахены привел жаждавший мести местный моряк.

Достопримечательности:

Пуэрто Аякучо

News image

является столицей провинции Амасонас в Венесуэле. Он расположен в юго-западной части страны на реке Ориноко, примерно 550 км от столицы Каракасской ...

Соляной собор в Zipaquirá

News image

или Катедраль де Саль-де-Zipaquirá, подземная церковь в Колумбии. Собор был построен в туннеле в соляных шахтах соли горы недалеко от города ...

La Paya

News image

Национальный парк расположен на западной части бассейна Амазонки в юго-западной границе Колумбии, недалеко от границы с Эквадором и Перу. Это площад...

Рассказы туристов:

Анды

News image

Самой сложной структурой отличаются Анды, находящиеся в Колумбии. Около юго-западной границы этой страны два главных хребта, образующих Анды, соедин...

Рассказ. Индейскими тропами в затерянный город

News image

Затерянный город - это нечто трудно объяснимое. Это то, что могли испытывать на себе испанские конкистадоры, когда, продираясь через джунгли и изн...

Мир без виз – 156. Кали

News image

Кругосветка «Мир без виз» продолжается. Всю ночь мы ехали на автобусе от границы Колумбии до города Кали. Рано утром нас высадили на огромном многоэ...